theloveinspain (silviapons) wrote,
theloveinspain
silviapons

Карлос Саура: Фильм. Спектакль. Фламенко!

carmen

Современное испанское кино не блещет интеллектуальностью и философским подтекстом . (ну исключая, пожалуй, Алехандро Аменабара) . Однако пока есть такие режиссеры как Карлос Саура ,  корабль плывет...Кто он ?


Итак , Карлос Саура родился в Испании . Сын адвоката и пианистки стал профессиональным фотографом в 18 лет , затем ,
в 1953 году , поступил в Мадридский Институт изучения и практики кинематографии (Instituto de Investigaciones y Experiencias Cinematografistas) . Будучи студентом , поставил любительский короткометражный фильм , затем короткометражный фильм в качестве выпускной работы . Работал учителем в этом же институте , ставшем Официальной Школой Кинематографии , до 1963 года , а в 1964 был уволен за демократические убеждения .

Поставил документальный фильм средней продолжительности , а после этого снял первый художественный фильм "Бродяги"
(Los Golfos) с очень ограниченными средствами и по большей части с актерами-непрофессионалами . Это была острая драма
о малолетных преступниках , которые надеются вырваться из замкнутого круга нищеты , став тореадорами .

Технически слабый фильм (как отмечала критика) был показан в 1960 году на Каннском фестивале , но для коммерческого выпуска был забракован вплоть до 1962 года . Только своим третьим фильмом "Охота" в 1966 году Саура впервые привлек к себе международное внимание . Внешне поставленный как психологический триллер , фильм рассказывает о группе охотников , теряющих разум , и , как многие ранние постановки Сауры , служит аллегорической критикой морального разложения испанского общество при режиме Франко . На Берлинском фестивале он выиграл Серебряного медведя за режиссуру .

Строгая цензура режима заставляла Сауру и других свободомыслящих режиссеров его поколения камуфлировать острые темы под сетью намеков, символов и парабол . Международная репутация Сауры росла с каждым фильмом . Среди прочих призов он выиграл "Серебряного медведя" в Берлине в 1968 году за фильм "Мятный коктейль со льдом", исследующий сексуальность в обществе подавления ; Приз жюри в Каннах-74 за "Кузину Анхелику" о Гражданской войне в Испании ; Специальный приз жюри в Берлине за " Выкорми ворона " в 1976 ; "Золотого медведя" в Берлине-81 за "Быстрей , быстрей" о жизни уличных мальчишек; и Приз Британской Академиии кино за лучший фильм на иностранном языке за "Кармен" в 1983 году.

"Кармен" был вторым из необъявленной музыкальной трилогии, начавшайся с "Кровавой свадьбы" (1981) и завершившейся "Колдовской любовью" (1986) . Самый "испанский" из всех испанских режиссеров , Саура является ведущим кинематографистом страны уже более трех десятилетий . В нескольких его фильмах 1970-х годов снялась бывшая долгое время его подругой Джералдин Чаплин . Все сценарии к своим фильмам он написал сам или в соавторстве .



 "Фильм о фильме" "Кармен"

"КАРМЕН" Карлоса Сауры : мой взгляд

Фильм Карлоса Сауры "Кармен" (1983). Он такой красивый , завораживающий , хотя и неоднозначный . Несомненно, этот фильм есть за что покритиковать , но уже одно то , как двигается и играет Антонио Гадес , искупает любые недостатки .

Когда я смотрела его первый раз , меня поразили две вещи : во-первых, не только когда видишь его в танце, хочется замереть ,
не двигаться и не дышать , но и играет он потрясающе сильно и выразительно. Пожалуй , по силе выражения с ним я могла бы сравнить только Высоцкого , хотя они совершенно разные . Во-вторых , возникает четкое впечатление , что Антонио совсем не играет , а просто живет , а оператор с камерой оказался там по какой-то случайности незаметно для всех участников . Это усугубляется тем, что он там под своим именем (как и Пако де Лусия , чья музыка звучит в фильме пополам с Бизе  ).

Характерная атмосфера – гитара , танец - "не шаги , а то , что между шагами , особое состояние духа", как говорил Антонио Гадес (хочется сказать об этом больше , но не буду ; подробности у Тимура Меллеха) . Для тех, кто смотрел фильм, пишу остальное.

Мне кажется , у Карлоса Сауры была хорошая идея - сделать "Кармен" на современный лад , попутно показывая зрителю магическую мастерскую (танец в фильме – магия , отказываюсь поверить , что в нашей реальности такое возможно ) . Однако он
не хотел полностью повторять оригинал , и решил создать контраст . Кармен Сауры совершенно непохожа на Кармен Мериме .
Не похожа она и на Кармен Бизе .


Carmen 016


У Мериме Кармен была жестокой , расчетливой .

Она была негодяйкой , но одновременно,  страстной и свободной . Кармен Мериме – тигрица , но не крокодил . Кармен Сауры холодна , как лягушка или тот самый крокодил . Она безразлична ко всему , что делает . Даже когда она сама начинает отношения
с Антонио , нет чувства , что она хоть сколько-нибудь влюблена в него , возникает ощущение , что она делает это по какому-то расчету . Она безразлична к другим и , пожалуй , к самой себе тоже . Не думаю , что это плохая игра актрисы : человек , который умеет так танцевать , не может быть таким безжизненным , лишенным эмоций вообще .

К тому же страсть показывается на ее лице в тот момент, когда в сцене ссоры с работницей табачной фабрики она ранит ее
ножом . Нарочитая ее бесстрастность - это задумка Карлоса Сауры , скорее всего . Наверное , идея была такая - Антонио
выбирает Кармен , которая внешне на Кармен непохожа , но есть в ней что-то особенное , хотя вроде бы она и совсем другая , почти ее противоположность . И это особенное его цепляет и вовлекает в участие в спектакле уже в других декорациях .

Мысль неплохая , но вот беда - этого "особенного" мне увидеть не удалось , несмотря на все старания , и поэтому фильм наполовину потерял для меня психологическую достоверность . Наполовину - потому что видя игру Антонио Гадеса , поверишь
во что угодно . Но все же кажется надуманным то , что такого человека , как он , могла чем-то заинтересовать женщина с полным отсутствием жизни и страсти , средней красоты , не очень понятно , великого ли ума , скорее ущербная эмоционально , чем развитая .

Да , в общем , ум и красота не главное , а вот то самое , совсем особенное - оно все-таки нужно . Наоборот , перед самим Антонио устоять очень трудно – обаяние , сила личности исключительная , завораживающая . В фильме есть учительница фламенко – Кристина , уже немолодая женщина (в спектакле она играет работницу табачной фабрики, поссорившуюся с Кармен) , вот из
нее , несмотря на возраст , получилась бы настоящая Кармен . И еще . Мне кажется , Антонио Гадес не годится на роль Хосе .
Есть люди , которые любят , быть может , больше жизни , но не могут быть зависимыми . И это не скроешь . "Не та повадка ,
не та осанка". Это внутренне свободный человек . Еще и поэтому ситуация кажется невероятной .

Если бы я была режиссером , я играла бы на каком-нибудь другом контрасте . Может быть , моя Кармен была бы в жизни неожиданно ласковой , доброй и хорошей , а потом - не совсем понятно , почему - изменила бы Антонио , но не "с первым попавшимся болваном". Скорее с неординарным человеком , непохожим на него .  Или - моя Кармен была бы верной и любила бы без памяти Антонио , который увлекся бы в какой-то момент другой , в то время как в спектакле по Мериме они бы играли противоположное .  Но второго Антонио Гадеса нет и не будет . Поэтому идею кому-то дарить, увы, бесполезно...
А фильм чудесен! Рекомендую к просмотру !

http://www.kinokopilka.tv/movies/18375-karmen





Tags: Испанский кинематограф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments